Научная эзотерика. Сайт Татьяны и Виталия Тихоплав




Субличности

Из новой книги Тихоплав В.Ю., ТихоплавТ.С., Кретов Ю.В.
"Идущие по пустыне"


    Об Аструсе.
    Ранее опубликованная информация.
    Смотрите здесь...

    Субличности


          Директор Института трансперсональной психологии (Берген, Голландия) Роберт Стамболиевым создал теорию субличностей, в соответствии с которой Я каждого человека (его эго) содержит в себе первичные "я", отрицаемые или подавляемые "я" и недоразвитые "я".
          Первичные "я" - это те "я", которые стоят на поверхности сознания и руководят действиями человека в соответствующих ситуациях. Они в основном представляют собой правила и нормы поведения в обществе и направлены на выживание индивида. Хотя они и стоят на поверхности сознания, человек всё равно не осознаёт этого, потому что он отождествляет себя с ними. Как рыба не знает, что она плавает в воде, пока её не вытащишь и не покажешь ей воду, так и человек не способен увидеть, что им руководит какая-то из субличностей.
          Отрицаемые "я" - это те чувства, мысли и энергии, которые человек подавляет в себе с помощью первичных "я". Первичные "я" считают, что выход отрицаемых "я" на поверхность сознания и позволение им действовать по собственному усмотрению может грозить большими неприятностями или даже гибелью. Например, многие люди боятся открыто проявлять свою сексуальность. Если это произойдёт, за этим может последовать нечто страшное, считают они; дальше первичные "я" рисуют человеку, что именно может произойти и как это ужасно.
          Недоразвитые "я" - это те энергии, которые человек не развил в себе. Например, когда вы видите перед собой взрослого человека, который ведёт себя беспомощно, подобно ребёнку, вы с большой долей вероятности можете утверждать, что его энергия взрослого человека, который берёт ответственность за жизнь на себя, недоразвита. Хотя это может быть и тот случай, когда данный человек подавляет в себе взрослого.
          Более широко вопрос о субличностях рассматривает психосинтез Ассаджиоли.

          Еще в начале прошлого столетия итальянский ученый, психиатр Роберто Гвидо Ассаджиоли (1887 - 1976) , занимаясь изучением человеческой психики, пришел к выводу, что кроме "Я" и "Сверх Я" (эго и душа по Юнгу) в психике человека присутствует еще целый сонм самостоятельно действующих и зачастую враждующих между собой сущностей , которые были названы субличностями. [5].
          Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений.
          Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Такие паттерны Р. Ассаджиоли и назвал субличностями.
          Сподвижник Ассаджиоли итальянский психиатр Петро Ферручи дал субличностям следующее определение: "Субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей". [6].
          Иными словами, в каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом. Как говорит Ассаджоли: "Несколько субличностей постоянно дерутся: импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу".

          П. Ферручи видит в субличностях "падшие проявления архетипов высших качеств". С его точки зрения, субличности - это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать - как извращение архетипа энергии, субличность упрямца - как извращенную форму воли и т.д. [6].
          И все психические неприятности, вполне возможно, связаны именно с тем, что эти элементы психики разобщены или даже находятся в противоречии друг с другом. И не могут объединиться, поскольку этот процесс заблокирован.
          Рассуждая так, Ассаджиоли разработал методы и приемы снятия подобных блоков для высвобождения процесса объединения психических структур. Разработанную систему он назвал психосинтезом, который начал интенсивно развиваться с 1910 года.
          Будучи учеником Фрейда и не подвергая критике его психоанализ, Ассаджиоли справедливо считал, что если есть анализ (разъединение), то должен быть и синтез (соединение).
          Как трактует Википедия, синтез - это процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Процесс синтеза встречается повсеместно. Так клетки объединяются в человеческий организм, буквы в слова, звуки музыки образуют мелодию и т.д. И самостоятельно действующие субличности в психике человека, с точки зрения Ассаджиоли, должны быть объединены в гармоническое целое.

          Ассаджоли указал на возможность такого объединения, подчеркнув присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием которых происходит непрерывный процесс объединения, интеграции частей в единое целое. При этом, "центром притяжения", который не дает разбежаться субличностям и объединяет их в одну более-менее гармоничную или дисгармоничную личность, согласно Ассаджоли, служит высшее "Я" человека. Это стержень личности, чистое сознание, то есть сознание, свободное от влияния временно господствующих в нем элементов и субличностей, которое отличается от них своей неизменной сущностью.
          Осознание сознательного Я - условие психического здоровья; реализация Высшего Я (трансперсонального ) - признак духовного совершенства!
          Одной из задач психологии вообще и психосинтеза в частности является выявление причин отсутствия у человека стремления к духовному совершенствованию и разработка методов проявления и развития этого стремления. [7].
          Чтобы объединить самостоятельно действующие в психике человека субличности в гармоническое целое, необходимо вначале разотождествиться с ними, осознать свое "Я" неподвластным им центром своего сознания, а затем "поставить их на место" и управлять ими, а не загонять в бессознательное.
          В связи с этим в психосинтезе применяют два основных метода: метод разотождествления и работу над субличностями.
         

    Разотождествление

          Это процесс отделения себя от того элемента личности, который человек ошибочно воспринимает как свою сущность и который является причиной его неврозов. По этому поводу Ассаджиоли пишет: "Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществлять контроль над тем, с чем себя отождествляем".
          Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но некоторые под их воздействием начинают считать себя неудачниками и перестают предпринимать даже вполне доступные им усилия, чтобы исправить положение. Другой человек, на протяжении определенного времени страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении.
          Важно понять, что неудачи или болезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, привнесенными извне от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.
          Некоторые отождествления себя с теми или другими элементами личности могут казаться вполне безвредными и даже способствующими самосовершенствованию, но только до поры до времени, и на каком-то этапе также могут стать причиной неврозов. Например, актриса, отождествляющая себя с молодым, красивым телом. Однако с возрастом тело теряет молодость и совершенство. Это воспринимается актрисой как катастрофа.
          Так, известная голливудская актриса Мерилин Монро, считавшаяся секс-символом Америки, невольно отождествляла себя главным образом с молодой и красивой внешностью. Понимая, что век актрисы такого амплуа короток, она под действием страха утраты задолго до критического возраста впала в депрессию и начала принимать наркотики. Что закончилось весьма плачевно для нее.
          Да и многие российские актрисы и актеры, отождествляя свою личность именно с телом, стремятся продлить молодость своего тела и идут на многочисленные операции, зачастую опасные для жизни . В итоге, мы теряем своих любимых артистов, таких как Н.Гундарева, А.Абдулов, А Семенихина и др.. которых ценили не за тело, а за талант.
          А потрясающий артист В. Зельдин отметил 99-й год своей жизни очередным выступлением на сцене театра и его талант, который мы так любим и ценим, затмил его старое тело.
          Да и вообще, многие женщины, которые рассматривают себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится к своим возрастным изменениям. Следует понимать, что возраст все равно сделает свое дело, поэтому стоит заранее ассоциировать себя не с объектом для секса, хотя в разумных пределах это тоже не помешает, а с заботливой хозяйкой дома, с любящей матерью и бабушкой. Тогда возрастные изменения будут восприниматься менее болезненно и уж точно, не катастрофически.
          Важно научиться отождествлять себя с положительными для психического здоровья элементами личности, а с теми, которые таят в себе опасность усугубляющегося невроза, надо стараться разотождествляться, понимая, что это не сущность личности, а лишь один из элементов ее, к тому же далеко не главный.
         

    Работа над субличностями

          Формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Но существует мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они формируются благодаря повторению реакций , приобретенных из опыта и по мере взросления человека превращаются в более сложные образования. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями.
          Фактически, субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение, трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом [8].
          С точки зрения Ассаджиоли, от элементов личности, которые представляют собой определенные качества, субличности отличаются тем, что представляют собой целостные образы восприятия.
          В каждом из нас несколько субличностей, обладающих относительной самостоятельностью. Так, наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше самовосприятие как начальника по отношению к одним сотрудникам отличается от нашего восприятия себя как подчиненного по отношению к другим.
          Эти субличности могут жить дружно, не мешая и даже помогая друг другу, а могут и конфликтовать. И поскольку "главное - жить в мире с самим собой", взаимоотношения наших субличностей не "их личное" дело, а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот - формирования и усугубления неврозов.
          У одного мужчины субличности мужа и любовника не мешают друг другу, а для другого являются причиной полного внутреннего разлада. Так, всеми любимый артист Н. Еременко не выдержал подобного разлада с самим собой, что привело его к печальному концу. Еще сильнее подобные ситуации переносятся женщинами.

          В человеке могут уживаться, а могут и входить в противоречие субличности хорошего работника и веселого гуляки. В одном случае один ругает второго за лень и выпивки, а второй огрызается: "Да иди ты! Что хочу, то и делаю". А в другом случае эти субличности мирно сосуществуют, договорившись: "Сейчас хорошенько поработаем, зато в воскресенье оторвемся на полную катушку".
          Субличности не являются обязательно негативными внутренними образованиями, Они трансформируются во вредные внутренние структуры только в том случае, когда человек отождествляется с ними, и они берут над ним верх.
          Например, субличности матери, любящей свою дочь и невзлюбившей зятя, могут войти в катастрофические противоречия. Одна утверждает, что ради дочери, которая любит этого типа, нужно потерпеть, и все не так уж плохо, а вторая доказывает, что этот негодяй и мизинца дочери не стоит и мог бы больше зарабатывать, и вообще, он плохой.


Продолжение. Страница 2




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



на главную

на страницу новостей

это интересно



наши книги

аудиолекции



тихоплав ззотерика бог жизнь человек лечение целитель кретов









Если бы смерть была благом - боги не были бы бессмертны
Сафо, древнегреческая поэтесса