Научная эзотерика. Сайт Татьяны и Виталия Тихоплав




Честный купеческий слоган

Рубрика: "Story... Как это было..."
Журнал "Коммерсантъ Деньги", №41 (597), 16.10.2006





          На протяжении многих десятилетий выражение "русская реклама" производило в мире такое же впечатление, что и анекдот о русском джентльмене на Красной площади. Но в дореволюционной России реклама была заметным явлением. И уже тогда в ее арсенале было все, что кажется нам неповторимыми приметами нашего времени. В 1920-е годы в красной России рекламировались не только частные магазины, но и государственные промышленные тресты. А четыре десятилетия спустя в СССР проходили рекламные акции с целью переключения внимания граждан с дефицитных товаров на менее ходовые. При этом почти всегда использовались приемы, скопированные с устаревших зарубежных образцов

          Позади Европы всей
          Споры о том, когда реклама вошла в жизнь человечества, ведутся уже не первое столетие. В XIX веке французские противники омерзительно навязчивой, как они считали, рекламы утверждали, что реклама - порождение дьявола, который самолично стал первым рекламистом. Ведь именно повелитель зла смог создать и продвинуть потребителям - Еве и Адаму - привлекательную картину жизни, которая начнется после вкушения запретного плода. Апологеты рекламы, естественно, с этим не соглашались. Однако все соглашались, что устная реклама товаров и услуг появилась в незапамятные времена. Но уже в Древнем Египте внимание потребителей начали привлекать разного рода рисунки и вывески.

    тихоплав ззотерика бог жизнь человек лечение целитель кретов
    В России, только залив зенки, можно было не заметить рекламу спиртного

          Подлинное же нашествие рекламы началось лишь после изобретения книгопечатания, причем в жизнь европейцев печатная реклама вошла раньше газет. Уже в XVI веке в информационных бюллетенях регулярно публиковались и сообщения рекламного характера. А в начале XVII века главные распространители коммерческой информации (в Англии - Натаниэль Беттнер, во Франции - Теофраст Ренодо) основали первые еженедельные газеты, на страницах которых постоянно публиковали рекламные объявления.
          Россия отстала от Европы почти на век. В 1703 году по указу Петра Великого начали издаваться "Ведомости", где и была замечена первая русская реклама. Во втором номере за 1719 год газета советовала съездить на Олонецкий курорт, так как "оные воды исцеляют различныя жестокие болезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, безсильство желудка, рвоту...". "Ведомости" сообщали, что "лечительныя воды" уже удостоились внимания VIP-персон - царицы Прасковьи Федоровны и князя Александра Меньшикова. Ссылки на высокопоставленных особ для раскрутки какого-либо товара станут в дальнейшем излюбленным приемом русских рекламщиков. Впрочем, как и использование скрытой рекламы.
          Но явно и систематически рекламные объявления в русской прессе стали появляться лишь с 1730-х годов, когда на смену петровским "Ведомостям" пришла газета Академии наук "Санкт-Петербургские ведомости" - издание малотиражное (500-600 экземпляров), но регулярное. К середине века раздел объявлений по объему сравнялся с информационной частью газеты и выделился в специальное приложение. Рекламные поступления позволяли академии покрывать расходы на издание газеты, и потому в ней публиковались даже объявления, недопустимые с точки зрения сеявших разумное, доброе и вечное академиков:
          "От Вологодского губернского правления объявляется, дабы желающие купить с аукционного торгу описные помещика Аркадия Левашова Грязовецкой округи сельца Захарова мужеска пола - 3, женска пола - 3 же души без земли, оцененные: Никиту Васильева, 70 лет в 10 рублей, жену его Авдотью Григорьевну, 50 лет - в 5 рублей, Григория Игнатьева, 70 лет - в 3 рубля, жену его Авдотью Ивановну, 60 лет - в 3 рубля, Григория Максимова, 40 лет - в 30 рублей, жену его Авдотью Максимовну, 30 лет - в 20 рублей, явились в правление в назначенные для продажи сроки: генваря 2 и 30 числа с. г.".
          Почти три десятилетия отечественные и иностранные предприниматели, торговые и ремесленные люди довольствовались лишь этим малотиражным рекламоносителем. И потому главными средствами продвижения товаров в России XVIII века оставались лубки и вывески. Очень часто их создатели, стремясь к доходчивости, скатывались к излишней грубости и рисунка, и текста. На протяжении веков власти пытались препятствовать распространению дурного вкуса, то запрещая лубки, то подвергая их идеологической цензуре. В 1749 году правительственная Камер-коллегия издала распоряжение, касающееся вывесок. Она требовала от маляров-оформителей прекратить малевание и ограничиться приличными надписями типа "В сем доме питейная продажа", "В сем доме табачная продажа". Но и в последующие десятилетия вывески в русских городах продолжали оскорблять тонкий вкус образованной публики, оставаясь родными и занятными для большинства населения.

          Тайное жужжание "Пчелы"
          Монополия "Санкт-Петербургских ведомостей" окончилась в 1756 году, когда под эгидой Московского университета начала выходить газета "Московские ведомости", многие годы ничем не отличавшаяся от своей северной сестры. И хотя в XIX веке стали активно возникать частные периодические издания, двум этим газетам не приходилось бояться оттока рекламодателей, так как вплоть до 1863 года право на публикацию коммерческой, биржевой, промышленной рекламы было особой привилегией правительственных, официальных изданий, каковыми "Ведомости" долгое время и являлись.
          Преодолеть запрет попытались было издатели частной "Северной пчелы" во главе с Фаддеем Булгариным. Однако даже его тесные связи с Министерством внутренних дел и руководителями политического сыска не помогли. И тогда в "Северной пчеле" поставили на поток скрытую рекламу, превознося в статьях как бы невзначай качество той или иной продукции. Историк русской журналистики Б. И. Есин пишет, что Ф. Булгарин не брезговал в целях прибыли настоящим шантажом купцов и заводчиков.

    тихоплав ззотерика бог жизнь человек лечение целитель кретов
    Вместо разумного, доброго и вечного отечественная пресса засевала умы читателей глупым, вредным и бренным

          Еще одним средством распространения скрытой рекламы служили многочисленные книги и брошюры, написанные постоянно нуждавшимися в деньгах учеными или подделывавшимися под них писателями. В этих изданиях свято верившим печатному слову подданным Российской империи с использованием наукообразной терминологии настойчиво рекомендовали купить тот или иной товар или продукт.


Продолжение. Страница 2




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



на главную

на страницу новостей

это интересно



тихоплав ззотерика бог жизнь человек лечение целитель кретов









Если бы смерть была благом - боги не были бы бессмертны
Сафо, древнегреческая поэтесса