Научная эзотерика. Сайт Татьяны и Виталия Тихоплав




Маэстро (вторая часть)

Из книги Татьяны Кузютиной "Маэстро Закройщик"




          А в театре по этому поводу существует байка. Ю.В.Кретов , долго и подробно рассказывал журналистке, посмотревшей спектакль "Два сфинкса" о сути театра, о движимости, внимании, пространстве. Журналистка заскучала. Под конец, скрывая зевоту, строго спросила художественного руководителя театра: "Вы можете просто ответить на мой вопрос: что значит слово "Диклон"?" Юрий Васильевич на мгновение растерялся. Потом произнес всего два слова так, как драматический актер на ролях "кушать подано" объявляет появление нового персонажа. Громко и торжественно, подняв в изящном жесте руки: "Даная!" Затем, через паузу, будничным голосом, без всякой жестикуляции: "Фекла!"
          Теперь понятно?
          Журналистка, по всей видимости, приняла это на свой счет. И статьи о театре не последовало.
          А театр уже начал переживать трудные времена. Из людей первого состава в театре остались четверо. Остальные ушли вместе с актрисой, претендовавшей на роль неформального лидера. Обычная для театров история.
          Набирается второй состав. Более двухсот человек. Через некоторое время остаются четверо.
          В этот период были выпущены мистериальные спектакли "Он", "Рама", "Крик птицы". Но во внимании города театр в этот период словно растворился.
          Последний мистериальный спектакль в таком составе был показан 6 апреля 1996 года в Доме ученых. Это был первый спектакль театра, который мне посчастливилось увидеть "он-лайн". Среди зрителей присутствовали известные актеры, с которыми общалась много лет, но о театре "Диклон" от них никогда не слышала.
          Так обнаружилась любопытная особенность этого театра: "широкая известность в узких кругах". Но возникает вопрос: почему театральные зрители, приобретающие билеты в театральных кассах, лишены права выбора - идти или не идти на спектакли "Диклона"?
          Пытаясь разобраться, почему же все-таки театр "Диклон" так легко и безусильно привлекший к своим спектаклям внимание зрителей и критики, оказался через некоторое время в зоне умолчания, обнаруживаю всякий раз одно и то же - БДТ. И имя - Г.А.Товстоногов. В этом месте мы всякий раз упираемся в табу очень замкнутого и кастового театрального мира.
          Когда уходит великий художник, публичное лицо , "свято место" стремительно начинает заполняться "учениками" и "последователями", "близкими" и "совсем уж близкими". Начинается озвучание воспоминаний и откровений, в той или иной степени соответствующих действительности. Единственный способ противостоять этому - создание генерального мифа, образа, который отныне и будет замещать живого гения и защищать память о нем от ересей.

          Миф о Г.А.Товстоногове создан серьезными профессионалами и искренне любящими БДТ и его главного режиссера людьми. Единственным слабым местом всякого подобного мифа будут амбиции тех, кто его создал. Так в образ гениального советского режиссера не вписался его интерес к необычным явлениям - феноменам.
          Несколько лет весь БДТ наблюдал дружбу великого театрального диктатора и молодого режиссера, обладающего, по словам рекомендателей, "паранормальными способностями". Юрий Кретов подвергался всяческой проверке почти год. Каждый день за обеденным столом в доме Товстоноговых кто-то из приглашенных получал ответ Ю.Кретова на вопрос или "упреждающую информацию", которые вскоре легко проверялись и получали подтверждение. Однажды среди приглашенных к обеду гостей были Анастасия Мельникова и ее отец, главный онколог города. Ответ на вопрос о гостях, заданный Георгием Александровичем, был провокационно точным.

      Юрий, вы можете сказать, почему плачет эта девушка?
      У нее покойник.
      А отчего он умер?
      Вот от этого, - кивок в сторону отца.

          Те, кто хорошо знал Г. А.Товстоногова, могут подтвердить, что это был человек не склонный держать распахнутами двери в свой внутренний мир. Тем не менее, взаимное любопытство Георгия Александровича и Юрия (в те времена еще не "Васильевича") сменило глубокое доверие. Боюсь употребить слово "нежность". Сразу буду понята однозначно и неверно. Но именно эта нежная доверительность отношений стала камнем преткновения во всей описываемой истории.

          Юрий Васильевич, нельзя так говорить: "Я мог свободно входить в его спальню. Там было удивительное состояние!"
          Но спальня Георгия Александровича была и его кабинетом. И туда, в его кабинет никто не имел права войти без приглашения!
          Может быть, тогда лучше написать: "входил в кабинет"?
          Но Георгий Александрович там спал, это была его спальня!

          История с "тапочками Юрия" стала достоянием гласности в БДТ.
          Я стала переобуваться в коридоре, а мне говорят: "Нет-нет, это тапочки Юрия!" - возмущению зав. труппой О.Д.Марлатовой не было предела.
          Ю.Кретов стал личным врагом режиссерского управления.

          Юрий Васильевич, как вы в первый раз оказались за кулисами БДТ?
          Ирина Шимбаревич устроила мне тайную экскурсию в кабинет Георгия Александровича. Я поддерживал ее в институте. Она - в благодарность.
          Вы измеряли давление Георгию Александровичу?
          Нет. Зачем мне это?
          Так утверждает Ирина Николаевна.

          Однажды таблички с фамилиями на дверях двух гримуборных были перевешены. Теперь Л.И.Малеванная и А.Б.Фрейндлих сидели в одной гримерной, а в другой располагались, согласно указателям, С.Н.Крючкова и Э.А.Попова. Скандал, который разразился в режиссерском управлении, когда стало известно, что таблички перевесил Ю.Кретов, сможет представить себе только тот, кто пожил за кулисами театра.
          Вечером за обеденным столом был задан единственный вопрос:
          А зачем вы это сделали, Юрий?
          Георгий Александрович, если вы хотите коммуналку, пусть будет как распорядилось режуправление. А если вы хотите, чтобы в театре было спокойно, оставьте, как повесил я.
          По-видимому, ответ удовлетворил Георгия Александровича, потому что к этой теме он не возвращался. А театр поделился на тех, кто с Юрием дружил или поддерживал "полезные" отношения, и тех, кто, желая сам "влиять", не дружил и не поддерживал. Были случаи, когда благодарность за помощь по здоровью принимала крайне эмоциональную форму.
          Зачем это? Ты же мне потом этого не простишь?
          Так и вышло. Не простили. Не только "влияния" на Георгия Александровича, но и того, что ничего не попросил, исчез из "зоны досягаемости" за два года до смерти, не захотел устраивать свою театральную судьбу в счет отношений.
          Потом случилась история с приглашением Ю.В.Кретова в семью М.С.Горбачева. Посредником была Р.А.Сирота, режиссер БДТ, в то время уже перебравшаяся в Москву. Предполагалось, что в семье Горбачевых Ю.В.Кретов займет то же место, что и в семье Товстоноговых.
          Я тогда настроился на ситуацию и увидел золотую клетку. И куда бы я ни пошел, за мной будут наблюдать не менее шести охранников. И отказался. Кроме того, у меня - театр.
          Всякий раз в последующие годы театр оказывался мгновенно в зоне видимости в театральном мире только в обход "каналов" и "связей". И всякий раз мгновенно исчезал: срабатывал закон умолчания.

          Однажды театр изменил своей независимой позиции: "Сидите, и, если вы чего-то стоите, вас заметят". И обратился с вполне официальным письмом о поддержке маленького, но гордого театра к одному из заместителей министра культуры - Надирову. До своего перевода в Москву Надиров занимал должность директора хореографического училища им. Вагановой как раз в то время, когда там училась А.Волочкова. Родители Насти обратилась к Ю.В.Кретову, как к близкому человеку, с просьбой заняться здоровьем Надирова. Диагноз - онкология. Срок жизни, который дали врачи - два месяца. "Этот человек никогда не поможет Насте". Просьба была настоятельной. Помощь была настолько успешной, что о болезни забыли. Волочковой поддержка не была оказана. "Диклону" также.


Продолжение. Страница 2




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



на главную

на страницу новостей

это интересно



Тихоплав.Научная эзотерика. Приемная Кретова



Татьяна и Виталий Тихоплав. Что нового


Татьяна и Виталий Тихоплав. Это интересно


Татьяна и Виталий Тихоплав. Лекции



Если бы смерть была благом - боги не были бы бессмертны
Сафо, древнегреческая поэтесса